Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
2024-05-03, 12:25:03

Lady-club "У Алисы"

Главная Интересности Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Кулинар-новости [14]
Всё о кухнях мира, национальных кухнях,секретах кулинарного искусства,занимательное кулинарное чтиво.
Макарономания [4]
Рисинка к рисинке [4]
Все о рисе, кашах, пловах, ризотто, пирожгные и десерты из риса
Кулинария в литературе [2]
Что ели любимые писатели и литературные герои
Жаркое, приготовленное природой [0]
Щи, супы, борщи, солянки.. [2]

Поиск по каталогу

Новости форума

Статистика

Начало » Статьи » Кулинарное чтиво » Кулинария в литературе

Пихайте в пузо! Раневская и кухня.

Не хочется пересказывать анекдоты, реплики из фильмов или крылатые фразы, часть которых легендарной актрисе беззастенчиво приписывает молва. Позвонил Елене Антоновне Камбуровой, дружившей с Ф. Г. в последние ее годы. 'Любила ли она гурманствовать? Когда мы познакомились, Фаине Георгиевне уже многое было нельзя - врачи запрещали, - но она обожала угощать! Спрашивала уже на пороге: 'Вы не голодны?' Как-то раз призналась мне: 'Утром заходила Мариночка Неелова, принесла зелень, огурцы, и я подумала: как хорошо - вечером придет Камбурова, есть чем угостить'. А сама при этом почти ничего не ела...' Хлебосольство как отличительную черту Раневской-хозяйки отмечают многие. Андрей Зоркий, сценарист: 'Уставляла стол замечательной снедью и командовала: 'Пихайте в пузо!' Происходило это обычно на ее тесной кухоньке. 'Не обращайте внимания, это 'итальянский дворик', - сказала как-то Раневская, кивнув на гирлянду трусов, развешанных для сушки под потолком кухни'. Алексей Щеглов, ее 'эрзац-внук': 'Она часто делала мне, как она говорила, 'еврейский комплимент': - Ви знаете, ви очень плохо виглядите!' И тут же требовала есть все, что было на столе и в холодильнике'.

Глебу Скороходову, помогавшему ей разбирать архив, Раневская как-то заявила: 'Сменим пищу духовную на яичницу с ветчиной. Приготовленную, между прочим, любящими руками! От этого, как известно, все делается вкуснее'. При этом Раневской принадлежит афоризм: 'На голодный желудок русский человек ничего делать не хочет, а на сытый - не может'.

За ее столом бывали великие. 'Сегодня у меня обедала Ахматова, величавая, величественная, ироничная и трагическая, веселая и вдруг такая печальная, что при ней неловко улыбнуться и говорить о пустяках'. 'Я знала блистательных...' - словно завидуя самой себе, признается Раневская и перечисляет имена современников, одаривших ее дружбой: Эйзенштейн, Михоэлс, Пастернак, Качалов, Ахматова, Уланова... Но - 'никаких ночных бдений с актерской братией, никаких сборищ с вином, анекдотами и блудом'.

Описывает ужин с Соломоном Михоэлсом в киевской гостинице: 'Все затянулось до рассвета. Уставшая девушка-подавальщица приносит очередное что-то вкусное. Михоэлс расплачивается и дарит подавальщице 100 рублей. В то время, перед войной, большие деньги. Я с удивлением смотрю на СМ. Он шепчет, наклонившись ко мне: 'Знаете, дорогая, пусть она думает, что я сумасшедший'. Я говорю: 'Боже мой, как я люблю вас...' Вспоминает, как однажды утром кормила завтраком соседа по дому - выдающегося поэта Твардовского, а он ел и спрашивал: почему у друзей все вкуснее, чем дома?

Раневская любила угощать не только знакомых. Она постоянно подкармливала голубей и воробьев, и отходами их жизнедеятельности была покрыта вся лоджия ее квартиры... Нельзя сказать, что она испытывала любовь к готовке, - стряпала разве что самое простое, по необходимости. У нее вообще были сложные отношения со всем, что не касалось искусства. Запись из дневника: 'Поняла, в чем мое несчастье: скорее, поэт, доморощенный философ, 'бытовая дура' - не лажу с бытом! Вещи покупаю, чтобы их дарить. Одежду ношу старую, всегда неудачную. Урод я'.

Подобно Розе Скороход, своей героине из фильма 'Мечта', она могла сказать: 'Каждый раз меня губит моя доброта. Когда-нибудь я издохну под забором, потому что раздам все, что у меня есть'. Правда, Роза, говоря это, страшно лукавила, а вот в устах самой актрисы все выглядело естественным, как дыхание. Считается, что свой псевдоним она, урожденная Фельдман, взяла в честь Раневской из 'Вишневого сада'. Однако Ф. Г. отметала эту версию: 'Должна вас огорчить. Раневской я стала потому, что все РОНЯЛА. У меня все валилось из рук. Так было всегда'.

А ее фантастическая рассеянность! Однажды умудрилась забыть в троллейбусе... новую люстру 'Загляделась на кого-то и так отчаянно кокетничала, что вышла через заднюю дверь без люстры: на одной руке сумочка, другая была занята воздушными поцелуями'.

Одним из ее московских местожительств была престижная высотка на Котельнической набережной. Фаина Георгиевна жила на втором отаже, окна смотрели в колодец двора, где был выход из кинотеатра и место разгрузки хлебных фургонов. Рано утром ее будили тяжелые на язык грузчики, грохотавшие хлебными лотками, а вечером шумели выходившие из кино зрители. Знакомым Раневская нередко жаловалась, что 'живет над хлебом и зрелищем'

Ей хронически не везло с домработницами. В помощницы она выбирала таких же мало приспособленных к быту, а к тому же еще и нечистых на руку женщин. Еще одна запись из дневника народной артистки. 'Диалог с домработницей. - Что на обед? - Детское мыло и папиросы купила... - А что к обеду? - Вы очень полная, вам не надо обедать, лучше у ванне купайтесь... - А где же сто рублей? - Ну, вот детское мыло, папиросы купи- ла... - А еще? - Та что там считать? Деньги от дьявола, о душе, Фаина Георгиевна, надо думать...'

Как страшно далеки были эти советские кухарки от тех, дореволюционных, что служили в доме ее отца. Вспоминая самые счастливые моменты детства, она, 80-летняя, признавалась: - Это когда рано утром входила горничная, вся в крахмале, и говорила: 'Барышня, чай подан'. Слово - Елене Камбуровой: 'Помню, она жаловалась на очередную свою домработницу, сварившую борщ, который напоминал что угодно, только не борщ'

Можно не сомневаться, что в молодые годы и в зрелости Раневская была весьма неравнодушна к еде. Благо амплуа характерной актрисы не вынуждало ее держать диету, как, скажем, ее подругу Любовь Орлову. И эта жажда плотских удовольствий видна в сыгранных ролях.

Виталий Вульф пишет: 'В фильме 'Пышка' она играет небольшой эпизод - ест курицу. Наслаждение - смотреть, как она это делает. Любой сытый человек во время телепоказа бросится к холодильнику и начнет жадно жевать. Крохотный эпизод - классика кино!' А вспомните, как она пьет газировку в 'Подкидыше', как аппетитно пожирает конфетки ее таперша в 'Александре Пархоменко'!

Кстати, Фаина Георгиевна любила организовывать большие приемы по случаю своего дня рождения. 'Она устраивала что-то вроде фуршетов с царственной индейкой во главе стола - памятью о таганрогских застольях в особняке, - пишет Алексей Щеглов. - Двери квартиры, и без того никогда не запиравшиеся, были открыты настежь. Раневская любила этот день. Любила, может быть, тем больше, чем меньше ей самой перепадало от елисеевских яств - балыков, буженины, шоколада и прочего, - почти все уже находилось под врачебным запретом. Есть вприглядку, питаясь удовольствием других, - не об одной еде речь, разумеется, - испытывать удовольствие от праздничности, искренности пришедших к ней, человеческих слов, наконец-то обретших не правдоподобие, а правду, - вот смысл этих ее творческих постановок'.

И при этом, как замечает один из мемуаристов, 'у нее было обостренное чувство сострадания к мясу'. 'Не могу его есть: оно ходило, любило, смотрело. Может быть, я психопатка?' Про курицу, которую пришлось выбросить из-за того, что нерадивая домработница сварила ее со всеми внутренностями, Фаина Георгиевна грустно сказала: 'Но ведь для чего-то она родилась!..'

Было время, когда великая актриса голодала. Спасали друзья, а еще... ирония судьбы. В своей автобиографической книге, от которой остались клочки, Раневская вспоминала: 'В трудные годы Гражданской войны в Крыму я, уже актриса, жила в семье приютившей меня учительницы моей и друга, прекрасной актрисы и человека Павлы Леонтьевны Вульф. Я не уверена в том, что все мы выжили бы (а было нас четверо), если бы о нас не заботился Макс Волошин. С утра он появлялся с рюкзаком за спиной. В рюкзаке находились завернутые в газету маленькие рыбешки, называвшиеся комсой. Был там и хлеб - если это месиво можно было назвать хлебом. Была и бутылочка с касторовым маслом, с трудом раздобытая им в аптеке. Рыбешек жарили в касторке. Это издавало такой страшный запах, что я, теряя сознание от голода, все же бежала от этих касторовых рыбок в соседский двор. Помню, как он огорчался этим. И искал иные возможности меня покормить'.

Еще одно воспоминание: про голодные годы военного коммунизма, когда Раневскую и еще нескольких актеров какая-то дама, вообразившая себя писательницей, пригласила к себе домой - слушать пьесу. 'Шатаясь от голода, в надежде на возможность выпить сладкого чая в гостях я притащилась слушать пьесу. Странно было видеть в ту пору толстенькую кругленькую женщину, которая объявила, что после чтения пьесы будет чай с пирогом. Пьеса оказалась в 5 актах. В ней говорилось о Христе, который ребенком гулял в Гефсиманском саду. В комнате пахло печеным хлебом, это сводило с ума. Я люто ненавидела авторшу, которая очень подробно, с длинными ремарками описывала времяпрепровождение младенца Христа. Толстая авторша во время чтения рыдала и пила валерьянку. А мы все, не дожидаясь конца чтения, просили сделать перерыв - в надежде, что нас угостят пирогом. Недослушав пьесу, мы рванулись туда, где пахло печеным хлебом. Дама продолжала рыдать и сморкаться и во время чаепития... Пирог оказался с морковью. Это самая неподходящая начинка для пирога. Было обидно. Хотелось плакать'.

После, в инсценировке чеховского рассказа 'Драма', она сыграла подобную сочинительницу. Безденежье - верный спутник всей ее жизни - не позволяло Раневской жить на широкую ногу. 'Перерыла все бумаги, обшарила все карманы и не нашла ничего похожего на денежные знаки...' Или вот еще: 'Деньги мешают и когда их нет, и когда они есть'. Она говорила, что если б у нее было много денег, все узнали бы, какой у нее хороший вкус.

Фаина Георгиевна очень любила особняк Рябушинского: 'Здесь каждый сантиметр - произведение искусства'. Этот дом, построенный на Малой Никитской по проекту архитектора Шехтеля, известен еще и тем, что в его стенах провел свои последние дни Максим Горький. Раневская не раз бывала в этом доме в гостях у Марфы Пешковой, внучки писателя: 'И тепло всегда было, и сытно, и стол она вела как самый опытный лоцман'.

И тем не менее у безбытной, все роняющей Раневской имелось свое коронное блюдо, рецепт которого она унаследовала еще от еврейской мамы: актриса блестяще готовила курицу, которая подавалась на старинном кузнецовском блюде. Андрей Зоркий вспоминал: 'Однажды Фаина приготовила мне курицу по-французски - 'Ля пуль'. Погнала няньку с красными щеками до колен (от обжорства и воровства) на Палашевский рынок, но все остальное делала сама. Курицу вывернула из ее камзольчика, очистила от всех косточек, дважды перемолола, добавила специй, орехов, зашила обратно в виде такой продолговатой булочки и поставила в духовку. Ну, курица, конечно, вся прослезилась с пылу, приняв окраску балтийского янтаря, а внутри создалось такое золотисто-шафрановое свечение, что, когда по готовности Фаина ударила по ней серебряной лопаткой, развалив на элегантные ломти, кухонька наполнилась ароматом версальской гостиной, накрытой на триста персон'.

Увы, знаменитая 'Ля пуль' не украшала стол в последние праздники Раневской. Рассказывает Елена Камбурова: 'Одинокий человек, каким была Фаина Георгиевна, острее всего чувствует свое одиночество именно в праздники, поэтому три раза я приезжала к ней на Новый год. Хотела как-то скрасить ее одиночество. Не могу сказать, что мы устраивали пиршество: пили чай, разговаривали, я привозила какие-то салаты и бутерброды... Особенно запомнила я ее последний Новый год. Фаина Георгиевна попросила, чтобы я почитала ей Пушкина. И за несколько минут до наступления очередного, 1984-го, она заснула. Я сидела рядом и представляла Новый год ее детства, в Таганроге: какая была елка в ее большом доме, как все веселились и надеялись на чудо...'
 
 


Источник: http://www.gastromag.ru/
Категория: Кулинария в литературе | Добавил: alissa (2007-04-22) | Автор: Влад Васюхин
Просмотров: 1919 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Copyright Lady-club "У Алисы" © 2006