Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
2024-05-18, 22:33:32

Lady-club "У Алисы"

Главная Интересности Регистрация Вход
Меню сайта

Категории каталога
Живой как жизнь [4]
О языке, великом и могучем
Культура и наука [12]
Литература [292]

Поиск по каталогу

Новости форума

Статистика

Начало » Статьи » Культура » Культура и наука

СПАСЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ
Тучка31.01.2005, 11:03
Да и судьба самой плащаницы достаточна драматична. Ее стоит упомянуть хотя бы ради того, что это имеет самое прямое отношение к последуюющим научным исследованиям.

СПАСЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ

В 1532 году Плащаница сильно пострадала от пожара в соборе французского города Шамбэри. Серебряный ковчег, где она хранилась, расплавился, помещение храма было сильно задымлено - и в этих условиях Плащаница находилась несколько часов.

Летом 1997 года, когда мировая общественность готовилась к празднованию 100-летия начала научных исследований Плащаницы, в соборе Турина произошел страшный пожар. Помещение, где она хранилась, выгорело полностью. Однако пожарному удалось обычной кувалдой разбить пуленепробиваемое стекло: он сам говорил, что вдруг почувствовал в себе геркулесовы силы. Опоздай он на минуту, и Плащаницу не удалось бы спасти. По официальной версии причиной пожара стала неисправность проводки. А в храме была реставрация, его готовили к конгрессу, и все строительные работы в подобном месте контролировались очень тщательно. Возникла даже версия о поджоге, но доказательств этому не было никаких. Местные жители говорят, что Турин находится в некоем треугольнике, в окружении центров сатанизма.

ГИПОТЕЗЫ И ДОГАДКИ

Плащаница была свидетелем не только распятия Иисуса Христа, но и Его Воскресения. По прошествии субботы ученики и апостолы увидели воскресшего Иисуса Христа, но в запечатанной пещере с Ним была только Плащаница, которая одна лишь "видела", как Воскресение произошло. Тщательное исследование ткани Плащаницы показало, что образ на ней не является результатом добавленных каких-либо красящих веществ. Характерный желтовато-коричневый цвет образа на Плащанице является следствием химического изменения молекул ткани. Такое изменение химической структуры ткани может происходить при ее нагревании или при воздействии на нее излучением различной природы в широком диапазоне энергий от ультрафиалета до среднего рентгена. Измеряя степень насыщенности цвета (потемнения) на Плащанице, ученые обнаружили, что она зависит от расстояния между тканью и телом, которое оно покрывало. Таким образом считать, что на Плащанице имеется негативное изображение - это первое приближение к истине. Говоря более строго: на Плащанице языком интенсивности цвета (потемнения) передается расстояние между ней и телом, которое оно покрывало.

По-видимому, первая гипотеза о возможном механизме возникновения образа на Плащанице датируется десятым веком и принадлежит она архидиакону Григорию из храма Святой Софии в Константинополе. Тогда, до разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, Св. Плащаница хранилась в Восточной Православной Церкви. Архидиакон Григорий сделал предположение, что нерукотворный образ возник, буквально, "из-за испарины смерти на лице Спасителя". Современные ученые в модельных экспериментах и теоретических расчетах, а также путем компьютерного моделирования исследовали все гипотезы о возможных процессах, которые могли бы вызвать изменение химической структуры ткани Плащаницы и тем самым создать на ней образ. Однако данных, полученных в исследованиях Плащаницы, оказалось достаточно для опровержения всех предложенных гипотез.

Предлагаемые гипотезы можно разбить на четыре класса: Плащаница - произведение кисти художника, образ на Плащанице - результат прямого контакта с объектом, образ на Плащанице - результат диффузионных процессов, образ на Плащанице - результат радиационных процессов. Эти гипотезы были подвергнуты теоретическому и экспериментальному исследованиям. Было показано, что контактные механизмы и рука художника могут передать тонкие детали объекта, но они не способны создать образ, который интенсивностью потемнения передавал бы расстояние между тканью и объектом. С другой стороны, диффузионные и радиационные процессы, с учетом поглощения в среде, могут создать образы, которые несут в себе информацию о плавно изменяющемся расстоянии между объектом и тканью, но они не способны создать образы, обладающие нужным разрешением, т.е. высокой степенью в передаче деталей, какую мы находим в изображении на Плащанице.

Образ на Плащанице обладает характеристиками, которые в совокупности не могут быть одновременно объяснены ни одной из предлагавшихся до сих пор гипотез, и для объяснения возникновения образа на Плащанице нам необходимо обратиться от старой к "новой физике".

Во всех ранее предлагаемых гипотезах предполагалось, что фактор, оказавший воздействие на ткань Плащаницы, был естественной природы. При этом одни ученые считали, что и его источник также естественной природы. Другие же, напротив, считали, что этот естественный фактор был следствием другого сверхъестественного события - Воскресения Иисуса Христа. Проведенные исследования недвусмысленно подводят нас к мысли о том, что и сам этот неизвестный фактор не был естественной природы, то есть он не подчинялся законам физики - законам диффузии или законам распространения света. По-видимому, этот неизвестный фактор был некой энергией прямого действия Бога. В момент Воскресения эта энергия наполнила тело Иисуса Христа, выступая за его границы, или окружило Его тело, повторяя его форму. Эта энергия Божьего действия, возможно, была подобной той, в которой являлась сила Божия, как мы читаем об этом в Ветхом Завете. Когда Бог выводил народ израильский из плена египетского, Он шел пред ним в столпе огненном. Когда Илия был вознесен на небо, Елисей увидел как бы огненную колесницу, которая подхватила Илию и понесла его. Плащаница, по-видимому, "говорит" нам, что Воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии, которое оставило ожог в виде нерукотворного образа на ткани Плащаницы. Таким образом, на Плащанице запечатлено не только тело Иисуса Христа, распятого и умершего на кресте, но Его Тело по Воскресении.

ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Научные исследования 1978 года ставили перед собой три задачи. Первая - выяснить природу изображения, вторая - определить происхождение пятен крови, и третья - объяснить механизм возникновения образа на Туринской Плащанице.

Исследования проводились прямо на Плащанице, однако не разрушали ее. Изучалась спектроскопия Плащаницы в широком диапазоне от инфракрасного спектра до ультрафиолета, флюоресценция в рентгеновском спектре, проводились микронаблюдения и микрофотографирования, в том числе в проходящих и отраженных лучах. Единственными объектами, взятыми для химических анализов, были мельчайшие нити, которые оставались на липкой ленте после ее прикосновения к Плащанице.

Результаты прямых научных исследований Туринской Плащаницы можно суммировать следующим образом. Во-первых, было обнаружено, что образ на Плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красителей. Это полностью исключает возможность участия художника в его создании. Изменение цвета образа вызвано химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы. Спектроскопия ткани в области лика практически совпадает со спектроскопией ткани в местах ее повреждения от пожара 1532 года. Весь комплекс полученных данных говорит о том, что химические изменения в структуре ткани произошли вследствие реакций дегидратации, окисления и разложения.

Во-вторых, физические и химические исследования подтвердили, что пятна на Плащанице - кровяные. Спектроскопия этих пятен кардинально отличается от спектроскопии в области лика. На микрофотографиях заметно, что следы крови остались на Плащанице в виде отдельных капель, в отличие от однородного изменения цвета ткани в районе образа. Кровь проникает вглубь ткани, тогда как изменения ткани за счет возникновения на ней образа происходят лишь в тонком поверхностном слое Плащаницы.

Еще одна замечательная деталь, которую открыли исследователи 1978 года. Было доказано, что пятна крови появились на Плащанице до возникновения на ней образа. В тех местах, где оставалась кровь, она как бы экранировала ткань от изменения ее химической структуры. Более изощренные, но менее надежные химические исследования доказывают, что кровь была человеческой, а ее группа АБ. На фотографиях Плащаницы следы крови по цвету кажутся очень похожими на сам образ, но при использовании научных методов открывается их совершенно иная природа.

В-третьих, уже в исследованиях 1973 года были получены интересные результаты о наличии на Плащанице пыльцы различных растений. Исследования микронитей позволили обнаружить на них пыльцу растений, характерных только для Палестины, Турции и Центральной Европы, то есть как раз тех стран, где, как предполагалось, проходил исторический путь Плащаницы. Так естественнонаучные исследования смыкаются с исследованиями историков.
ЛИК ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ

Исследователи плащаницы, даже те, что уверены в ее подлинности сосредотачивают свое внимание преимущественно на том, что в ней, безусловно, "от человеков": на способе плетения ткани, соответствующем тому, как ткали полотно в Палестине на рубеже Христианской эры; на характере ранений и следов бичевания, совпадающих с тем, как истязали и распинали осужденных в Римской империи... Все это, безусловно, важно, как и исследование пыльцы эндемичных растений, доказывающее ближневосточное происхождение плащаницы. Но все это только дополнение к главному, тому, что очевидно "от Бога": запечатлевшемуся на ткани лицу - не расплывчатому лику, который может лицезреть паломник, удостоившийся счастья попасть в Турин к выносу плащаницы, а поразительному лицу, явившемуся в преддверии ХХ века, не мертвому и не живому, пребывающему в вечном покое - Лику Бога. Глядя на это удивительное лицо, величавое и прекрасное и в муках, и в смерти, только и можно, что повторить слова евангельского сотника, стоявшего у креста: "Истинно Человек этот был Сын Божий" (Мф 27.54). Никакой имитатор не мог бы его создать никакими способами - ни с помощью художества, ни путем магических ухищрений. Допустимо ли здесь спорить о тех или иных способах фальсификации? Этот Лик, стоящий в ряду самых гениальных, самых вдохновенных изображений Иисуса, не может быть ни подделкой, ни порождением изуверского фанатизма - как не могут быть ими Спас Андрея Рублева, Пантократор монастыря св. Екатерины на Синае. Я называю эти иконы не случайно: быть может самое неопровержимое, самое странное и чудесное, что явило открытие Секондо Пиа: поразительная близость лика Туринской плащаницы этим великим творениям.

Удивительно, как повторяются в сотнях образов и картин узнаваемые портретные черты Иисуса, привычные настолько, что мы спокойно говорим про кого-то: "он похож на Христа", как если бы речь шла о конкретном человеке, чьи изображения нам достоверно известны. Правильное, с античными пропорциями лицо; тонкий нос, волнистые, распадающиеся надо лбом и спускающиеся на плечи волосы, короткая бородка - таков Иисус Джотто, таков Спас Андрея Рублева; таким предстает Христос у Тициана, Веронезе, Рембрандта, Александра Иванова; таковы тысячи Его изображений во всех католических и православных храмах мира.

Появление этого канонического образа Иисуса, принятого и Западной, и Восточной Церковью, - еще одна загадка, нерешенная по сей день. В раннехристианском искусстве Христа представляли символически - в виде агнца, виноградной лозы, Доброго пастыря, прекрасного ангелоподобного юноши. В какой момент все резко изменилось, какое изображение Христа стало прототипом для всех последующих ученые не знают. В Xvii веке первый исследователь христианских древностей Антонио Бозио обнаружил в катакомбах св. Калликста фреску с очевидным изображением Христа, совпадающим с каноническим образом. Бозио датировал ее началом Ii века, то есть временем, когда теоретически еще могли быть живы люди, в детстве видавшие живого Иисуса. К сожалению, фреска погибла, осталась лишь копия, сделанная Бозио, так что проверить его датировку невозможно. Поразительный образ Иисуса, относящийся не позднее, чем к Vi веку, предстает перед нами в Христе монастыря св. Екатерины на Синае, Сделанный в технике энкаустики, реалистический и живой до того, что его смело можно было бы отнести к Xix веку, образ Иисуса кажется уже просто портретным. Помимо названных, в нем присутствуют еще более индивидуальные, неповторимо-характерные черты. Удлиненное лицо с отчетливо обозначенными скулами и запавшими щеками; глубоко посаженные удлиненные глаза; хорошо видные надбровные дуги; довольно длинный нос, маленький рот; характерная линия волос надо лбом...

Сравнение негативной фотографии Туринской плащаницы с Христом монастыря св. Екатерины на Синае особенно поражает - не может быть сомнений, что перед нами один и тот же человек. Но еще поразительнее, что это субъективное впечатление может быть объективно проверено и подтверждено. Фотография Иисуса (а как иначе называть фото-лик Туринской плащаницы?) полностью совмещается с ликом Синайского Христа. Возможности компьютера позволяют соединить два изображения - такой не слишком сложный эксперимент был произведен, и результат сказал сам за себя. Два изображения слились в одно - на экране монитора возник новый, доселе не существовавший образ. Криминалистика утверждает, что слиться могут только изображения одного и того же человека.

Кто тут что подтверждает: лик ли плащаницы свидетельствует о верности явленного нам древними иконописцами человеческого облика Иисуса? Святая ли намоленная икона подтверждают подлинность плащаницы? Для меня это во всяком случае подтверждение подлинности и Синайского Пантократора как реального "портрета" Иисуса Христа, и Лика Туринской плащаницы как запечатленного на пелене чуда Воскресения.

Но не только это. Лик Туринской плащаницы - свидетельство реальной правды того, что "изначала сущий" Иисус Христос остается реально "сущим" и по сей день. За два года до прихода грозного, поистине апокалипсического ХХ века, Он явился людям - не древней иконой, обретенной ребенком на пепелище, как Казанская Божия Матерь, не чудесным видением, подобным чуду Преображения, как фатимская Мадонна. Он предстал при свете красной электрической лампы в оснащенной по последнему слову техники фотолаборатории в виде проявленной фотопластинки - словно два тысячелетия только и ждал открытия фотографии... Отбросившее религию как истасканную ветошь, преисполненное атеизма и "научного материализма" человечество узрело фотопортрет Бога.

И вот, Он вновь явил себя - теперь уже в преддверии Xxi века, почти невыносимым для нашей психики смещением всех понятий, сбоем всех представлений о научном прогрессе, о мировосприятии современного человека... Как принять, как осмыслить такое: эксперимент, проделанный на компьютере - и возникающий на экране Иисус Христос, вновь обращающийся к нам, детям технической эры на нашем современном техническом языке!

Взгляните на этот поразительный образ, на Лик Туринской плащаницы, открывший глаза. Спокойный, мудрый, но несколько отрешенный взор Синайского Пантократора, соединившись с ликом Туринской плащаницы изменился. Иисус словно вопрошает нас о чем-то, скорбит, ждет отклика. Кажется, что глаза Его наполнены слезами... Можно ли воспринимать Его как воспринимала Христа интеллигенция начиная с Xviii века - Человеком, прошедшим свой земной путь тысячелетия тому назад и таким же далеким от нас, как ветхозаветный Адам; Богом, взирающим с алтарной стены храма, запрестольным образом, иконой - чем-то сакральным, требующим ритуального поклонения, но столь же далеким, чуждым нашей современной житейской суеты? Смыкаются тысячелетия, исчезают грани времен; здесь, сегодня, сейчас звучат обращенные лично к каждому из нас слова надежды, утешения - но и укора, и серьезного предупреждения, которым не стоит пренебрегать - Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28.20).
ПРОБЛЕМЫ ДАТИРОВКИ. ПЕРВЫЕ ПРОБЫ.

Решить вопрос о подлинности плащаницы могла бы ее точная датировка. Определение времени изготовления ткани первым веком Х.Э. значительно повысило бы вероятность ее подлинности; более поздняя датировка исключила бы такую вероятность. Ткань была тщательно изучена; просмотрено под микроскопом чуть ни каждое волокно. Обнаружилось немало доказательств в пользу ее очень древнего, причем ближневосточного происхождения. Структура ткани соответствовала тому, как ткалось полотно в Палестине в начале христианской эры. В волокнах обнаружилась пыльца эндемичных (т.е. растущих только в данной местности) растений Палестины I века и Сирии, Византии и Франции более поздних времен, в полном соответствии с теми перемещениями, которым предположительно подверглась погребальная пелена Иисуса. Однако, считающийся самым точным и неопровержимым радиоуглеродный анализ перечеркнул все доводы "за". Содержание углерода С14 в ткани определило возраст плащаницы не ранее Xiii века. В спорах о подлинности, казалось бы, была поставлена точка. На единственно волнующий всех вопрос: Иисус или нет - был дан отрицательный ответ.

Итак, согласно радиоуглеродному анализу, время "рождения" плащаницы почти совпадает со временем ее обретения в 1353 году. Как и кто ее изготовил, по прежнему оставалось непонятным, но к распятию и Воскресению Иисуса Христа сие изделие во всяком случае отношения иметь не могло. Большинство ученых (а может быть и клерикалов) вздохнули с облегчением: слава Богу - подделка. Никаких чудес, никакого Воскресения. Что и требовалось доказать.

Но отделаться так просто от плащаницы науке не удалось. От ученых требовали объяснений, каким же все-таки образом возникло изображение? Откуда взялось тело распятого? В Европе Xiii века казнь путем распятия была исключена. Единственное более-менее правдоподобное объяснение - религиозный психоз фанатика, идентифицировавшего себя с Христом и решившего повторить Его крестные муки. Версия о лжехристе не так уж невозможна: знаем же мы о таком феномене как стигматизация, когда на руках у верующих появлялись стигматы - язвы как бы от гвоздей. Последователи такого лжехриста могли позаботиться о получении плащаницы, которую они в своем фанатизме считали подлинной; могли они увлечь или ввести в заблуждение и графа де Шарни... Правда, сведений о такого рода сектах в Европе Xiii-xiv веков нет, но за неимением лучшего, можно допустить такую гипотезу.

А как же радиоуглеродный анализ? Наука пришла сама с собой в противоречие, которое ей же, науке, придется разрешать. Не стану приводить аргументы тех, кто подобно священнику Глебу Каледе - доктору геологических наук, отлично знакомому с радиоуглеродным анализом, выразили сомнения, весьма убедительные, в выводах комиссии (Рекомендую заинтересованным книгу: Профессор протоиерей Глеб Каледа. "Плащаница Господа нашего Иисуса Христа". М., изд-во "Зачатьевский монастырь", 1995). Для меня вопрос лежит совсем в иной плоскости. Как ни важны химические, биологические и прочие научные анализы, сказать нам, что такое Туринская плащаница может только образное, философски-богословское и искусствоведческое ее исследование.

С Туринской плащаницей дело обстоит так: либо это подлинная погребальная пелена Иисуса Христа, хранящая следы Его крестных мук и чудесного Воскресения, либо имитация такой пелены, ловкая подделка, которую по сей день не удается раскрыть - а стало быть обман, одно из тех мнимых "чудес", которые так любили разоблачать воинствующие безбожники.

Показания радиоуглеродного анализа в этом случае ничего не значат. Если бы анализ и показал первый век, это вовсе не стало бы доказательством подлинности плащаницы - она могла быть подделана в первом веке как и в тринадцатом и даже еще скорее в первом, чем в тринадцатом. Мы знаем из Евангелий, что духовные власти Иерусалима подозревали учеников в намерении украсть тело Учителя и возвестить о мнимом его "воскресении".

Ну, а если плащанница подлинная - об анализе вообще смешно толковать. Анализ мог бы показать и Xxi век: чудо Воскресения или - говоря научным языком - выход энергии необычайной мощи - не мог не спутать все показатели, не нарушить все нормы содержания в ткани углерода С14, определяющие ее возраст. Показания радиоуглеродного анализа если и свидетельствуют, то не против, а за подлинность и плащаницы, и распятия Иисуса Христа, и Его, однажды за всю историю человечества достоверно совершившегося Воскресения из мертвых. Лукавые ученики с помощью неведомых нам магических приемов могли добиться появления на плащанице негативного отпечатка мертвого тела - добиться изменения содержания в ткани углерода С14 они во всяком случае не могли.
ПРОБЛЕМЫ ДАТИРОВКИ. Сомнения.

Итак прямые научные исследования Туринской Плащаницы смогли дать ответ на первые два вопроса: о природе изображения и о природе пятен крови на ней. Однако попытки объяснить механизм возникновения образа на Плащанице встретились с непреодолимыми трудностями. По результатам исследований 1978 года выходило - скептики правы. Неужели изображение на плащанице творение рук человеческих?

И как быть с выводами экспертов о том, что кровь на плащанице впиталась в полотно раньше, чем появилось изображение? И откуда у средневекового художника могли быть знания о разнице между артериальной и венозной кровью, между кровью из ран живого человека и кровью из-под ребра умершего? А ведь именно это на разных частях плащаницы зафиксировали эксперты. Каким образом мог художник идеально расположить на полотне кровавые пятна - именно те, которые только и могли быть в данном месте, а потом к этим пятнам пририсовать тело?

Кстати, есть в изображении еще одна деталь, свидетельствующая о том, что отпечатки не нарисованы. В живописи принято соотношение пропорции головы к росту человека - один к восьми, на плащанице же это соотношение составляет один к девяти. Но, пожалуй, самое главное - на ткани не обнаружено следов краски. Установлено, что соломенно-желтый цвет волоконцев ткани получился в результате дегидратации целлюлозы. Не будем забивать читателю мозги описанием сложного химического процесса, а приведем наиболее простой пример дегидратации - пожелтение бумаги под воздействием солнечного света. Вспомните выгоревшие обои. А лен, как и бумага, содержит целлюлозу.

К сожалению, установить, какое именно воздействие произвело дегидратацию, не удалось. Ведь этот процесс совершается и при нагреве, и при радиационном излучении, при воздействии некоторых химических соединений и множестве других причин.

Но если изображение - не дело рук художника, то кого же? Быть может, какая-то религиозная средневековая секта повторила на одном из своих членов казнь, которой подвергся Иисус, и, сняв с него отпечаток, выдала ткань за погребальный покров? Существует и такая версия. В ней множество изъянов, но самое главное - она не объясняет, каким образом получен отпечаток.

В 40-х годах Xx века некоторые ученые попытались смоделировать на ткани изображение, аналогичное изображению на Туринской плащанице. Они покрывали льняной тканью гипсовые статую и даже покойников, смазывая их смесью алоэ, мирры и человеческого пота. Затем примерно на 30 часов помещали их в прохладную сырую атмосферу, наподобие той, что бывает в склепах. Продолжительные эксперименты принесли плоды - на ткани получались грубые отпечатки бледно-коричневого цвета, которые обладали свойствами негатива. Казалось бы, ответ найден. Но вот беда: и в пробах со статуями, и в опытах с покойниками полученное изображение было искажено до неузнаваемости. Дело в том, что покрывающая тело и лицо ткань принимает отпечатки рельефной формы, а когда у снятого с тела материала расправляют складки, изображение раздается во все стороны. Вместо портрета получается безобразная карикатура. На Туринской же плащанице запечатлелся образ с абсолютно правильными пропорциями.

Эта загадка долго не давала исследователям покоя. Но время идет, и появляются новые технические возможности. В 1976 году Джон Джексон решил использовать в опытах анализатор изображений Vp-8, созданный для получения рельефных карт лунной поверхности. С его помощью Джексону удалось получить объемное полномасштабное изображение. И что очень важно - без искажений. Ведь при обработке подобным способом обычных фотографий или рисунков происходило уродование облика.

Джексон доказал, что интенсивность потемнения частей изображения находится в прямой зависимости от расстояния между тканью и поверхностью тела. По его версии, изображение появилось в результате движения неких частиц перпендикулярно поверхности Земли. Из этого Джексон делает смелый вывод: сквозь плащаницу строго вертикально «прошло» тело.

Выходит, действительно - воскресение. А как же результаты радиоуглеродного анализа? Людям, не знакомым с этим методом датировки, он кажется непогрешимым. На самом деле, по словам специалистов, ошибки здесь встречаются очень часто. Ведь достоверность результата зависит от степени биологической загрязненности предмета. И в этом отношении, надо признаться, плащанице не повезло. За время своего существования она столько раз подвергалась различным воздействиям, что говорить о чистоте эксперимента не приходится. Посудите сами: радиологические лаборатории требуют, чтобы образцы для анализа не находились в бумажных конвертах даже несколько недель, а на Туринскую плащаницу с 1532 года влияет пришитая к ней ткань поддержки из голландского полотна.

В течение столетий на поверхности ткани накапливались жиры, протеины и остатки углеводородов. В хронике есть упоминание о том, что в 1508 году плащаницу, чтобы проверить на подлинность, проваривали в масле. Анализ, проведенный профессором Гарса-Вальдесом в 1993 году, убедительно показал, что волокна ткани покрыты естественными полимерами, которые образовались как продукт жизнедеятельности микроскопических грибков. Этот биопластик дает примесь молодого углерода и значительно смещает датирование в сторону «омоложения».

Радиоуглеродный анализ, оказывается, настолько тонкая штука, что на точность датировки оказывает влияние и среда обитания, где вырос лен, и его сорт, и даже вредители, пожиравшие листья. А если, к примеру, он вырос в области с постоянными вулканическими извержениями (типа Везувия в Италии), то радиоуглеродное датирование вообще теряет всякий смысл.

Еще одним мощным фактором «омоложения», безусловно, послужил пожар 1532 года, в котором ткань заметно пострадала. Серебряный ковчег, с находящейся в нем плащаницей, начал плавиться, раскаленная струя даже прожгла ткань. Горячий дым создал идеальные условия для присоединения «молодого» углерода.

Профессору Дмитрию Анатольевичу Кузнецову, специалисту в области биополимерной химии текстиля, удалось с помощью сотрудников Высшей инженерной пожарно-технической школы в Москве и аналогичной организации во французском городе Лионе смоделировать подобную ситуацию и провести опыты. Результат подтвердил ожидания: ткань, попавшая в такие условия, действительно, абсорбирует углерод и «омоложается». Когда же профессора Кузнецова спросили, каков же, по его мнению, возраст плащаницы, он уверенно ответил: «Около двух тысячелетий».

Многие ученые до сих пор не понимают, по каким причинам для анализа вырезали кусочек из самого неудачного места - в месте сгиба боковой полосы, всего в нескольких сантиметрах от прожженных участков, граничащих с пятнами воды. Весьма показательно, что средний вес анализируемых образцов составил 39 мг на 1 кв. см, в то время как средний вес всей плащаницы - 23 мг на 1 кв. см.
ПРОБЛЕМЫ ДАТИРОВКИ. Поиски.

Надо сказать, что Туринская плащаница - не единственная реликвия, связанная с последними часами жизни Иисуса Христа. В испанском городе Овьедо хранится еще одна христианская реликвия - отрез льняной ткани размером 84&215;53 см, называемый «сударь». По преданию, этим полотном была покрыта голова Иисуса Христа с момента его смерти до снятия с креста. На нем нет никакого изображения, но его поверхность впитала в себя обширные кровавые пятна. Нити «сударя» имеют точно такой тип скручивания пряжи, как и ткань Туринской плащаницы, но самое главное: пятна крови на нем точно совпадают с конфигурацией следов и формой лика на плащанице. Применив специальную аппаратуру, исследователь Ален Вэнджер насчитал около 120 таких совпадений. И это еще не все. Кровь на «сударе» и на плащанице принадлежит к одной и той же группе - четвертой!

Перечисляя возможные причины ошибки датировки, мы чуть было не забыли о том, что еще в самом начале своего существования полотно соприкоснулось с таинственным воздействием, в результате которого возникло изображение, и которое, возможно, очень сильно повлияло на структуру ткани.

Загадочность этого явления не дает покоя ученым. Физик-ядерщик из Великобритании - профессор Китти Литл высказала предположение, что ткань подверглась действию ионизирующей радиации. С ее подачи физики серьезно занялись этой проблемой, а доктор Август Асетта даже пошел на весьма смелый опыт. Введя себе вещество с радиоактивным метиленом, он при помощи гамма-камеры изучал исходящую реакцию. Ему удалось повторить некоторые свойства изображения на Туринской плащанице, но всей уникальности отпечатков он так и не получил.

Приходится констатировать, что изображение на плащанице обладает характеристиками, которые по совокупности нельзя объяснить ни одной из предложенных теорий.

Удивительно красивую теорию изложил немецкий профессор Эберхард Линднер. По его мнению, произошла полная аннигиляция атомов тела, сопровождавшаяся излучением нейтронов и электронов. Все хорошо, но этот процесс требует колоссальной энергии для преодоления внутриядерных сил. Откуда в холодном теле, лежащем в склепе, может появиться немыслимая мощь в 7,5 - 8,5 x10 в 23-й степени эрг? И кто направит частицы на полотно строго определенным образом?

Впрочем, объяснения имеют значение лишь в том случае, если в плащаницу было положено тело простого смертного. Если же в ней находился Создатель, все это удивления не вызывает.

ПРОБЛЕМЫ ДАТИРОВКИ. Косвенные подтверждения.

Из самых известных речь пойдет о двух. О том, что Туринская Плащаница намного древнее, чем полагают некоторые ученые говорят исследования изображений, оставленных растениями и пыльцой, доказывают ее происхождение из Иерусалима не позднее VIII века. В первую очередь имеется в виду факт, что уже в исследованиях 1973 года были получены интересные результаты о наличии на Плащанице пыльцы различных растений. Исследования микронитей позволили обнаружить на них пыльцу растений, характерных только для Палестины, Турции и Центральной Европы, то есть как раз тех стран, где, как предполагалось, проходил исторический путь Плащаницы.

Исследуя образцы пыльцы, снятой с поверхности плащаницы, швейцарский ботаник и криминалист Макс Фрай поначалу был озадачен, не сумев идентифицировать большинство из них. Оказалось, что такие растения не растут в Европе, поэтому и не были знакомы ему. Фраю пришлось совершить семь поездок на Ближний Восток, чтобы добыть пыльцу растений тех мест. В результате он определил 49 видов пыльцы, 13 из которых произрастают только в окрестностях Иерусалима. "Виды растений, оставивших крупинки пыльцы и следы на изображении, встречаются только в окрестностях Иерусалима, - заявил профессор ботаники Еврейского Иерусалимского университета Авиноам Данин на Ботаническом конгрессе, состоявшемся в августе этого года в Сен-Луисе. - Предположения, что Плащаница происходит из Европы, абсурдны".

На Плащанице сохранились крупинки пыльцы и слабые отпечатки растений. Анализ этих изображений и специальное исследование пыльцы ботаником Ури Барухом привел к выводу, что подобная комбинация видов возможна лишь в марте-апреле в окрестностях Иерусалима. Авиноам Данин зафиксировал большое количество пыльцы Gundelia tournefortii. Анализ выявил также наличие растения Bean caper (дословно: "бобовый прыжок"). Два этих вида сосуществуют лишь в очень ограниченном районе, заявил Данин. Следы Gundelia tournefortii обнаруживаются на Плащанице рядом с отпечатком плеч, поэтому ряд экспертов полагает, что растение использовалось для "тернового венца".

Два вида растений зафиксировано также на Сударe из Овьедо, который считается погребальным платом Христа. Данин, проводивший интенсивное изучение иерусалимской флоры, утверждает, что эти растения происходят из Сектора Газа. Так естественнонаучные исследования смыкаются с исследованиями историков.

Ну, и несколько слов о самой ткани Плащаницы. Как уже было отмечено выше, она представляет собой полотно прямоугольной формы длиной 4 м 36 см, шириной 1 м 10 см, вытканное вручную из чистого льна золотистого цвета. Масса плащаницы — около 2,25 кг. Установили, что ткань была изготовлена вручную по технологии I века, применяемой на Ближнем Востоке. Более того, тип скручивания пряжи характерен именно для Палестины, а размер полотна кратен стандартным мерам длины, применяемым в античности.

Вторая гипотеза - об обнаружении на Плащанице следов монет. Автором гипотезы о наличии монет на глазах Человека, изображенного на Плащанице, был д-р Джексон. Он сделал это предположение для объяснения увеличенной формы глаз. Позже Джексон отказался от своей гипотезы, но горячие энтузиасты при большом желании и больших преувеличениях начали видеть то, чего, по-видимому, не существует. Но так думают далеко не все, ряд ученых придерживется достоверности данной версии. Ученые установили много интересных подробностей, подтверждающих подлинность плащаницы. Глаза Иисусу, согласно преданиям, закрыл Иосиф Аримафейский, когда получил у Пилата разрешение и снял распятого Иисуса с креста. Иосиф был правоверным иудеем и наложил на веки мертвого первые попавшиеся монеты, чтобы зафиксировать глаза в закрытом положении. Тяжелые монеты оставили на глазах отпечатки, которые потом запечатлелись на плащанице. Ученые определили, что это были довольно редкие монеты "лепта Пилата". Их чеканили только примерно в 30 году нашей эры. На монетах надпись TIBERIOU KAISAROS (латинская транскрипция древнееврейского языка. — Ред.) — "император Тиберий". В слове "император" на одной из монет чеканщики сделали ошибку. Сам Пилат плохо знал иудейский язык, поэтому сразу ошибку не заметили. Монеты с такой ошибкой не были известны нумизматам. После опубликования исследования Туринской плащаницы в различных коллекциях обнаружили пять таких монет. Невозможно представить, что мифические фальсификаторы Средневековья додумались использовать редкие монеты I ст., да еще с редчайшими ошибками.

Категория: Культура и наука | Добавил: Фаина (2006-02-26) | Автор: Неизвестен
Просмотров: 866 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Copyright Lady-club "У Алисы" © 2006