ЮРИЙ БАШМЕТ - "ТРУДУ": "Я И НЕ НАПРЯГАЛСЯ НАСЧЕТ ЭТОЙ "ГРЭММИ"
В Голливуде в ночь на понедельник прошла юбилейная, 50-я церемония вручения премии "Грэмми", столь же престижная в музыкальном мире, как "Оскар" в мире кино. Для россиян в ней был свой радостный смысл: впервые награду присудили знаменитому альтисту и дирижеру Юрию Башмету.
Правда, на самой церемонии ни Башмета, ни его оркестрантов не было. Отчего же он не приехал? Набираю номер мобильного телефона артиста - и застаю его на гастролях в Японии. Естественно, начинаю разговор с поздравления.
- Спасибо, - благодарит Юрий Абрамович. - А вот американцы, представляете, не дозвонились. Они со мной накануне ночью пытались связаться, сообщить о награждении, пригласить в Голливуд. Но я страшно устал и как раз в эту ночь впервые за несколько суток заснул, отключив телефон. Так что о новости узнал уже от друзей - первым поздравил саксофонист Игорь Бутман, потом Земфира, Рената Литвинова. Спонсоры нашего оркестра прозвонились... Вы вот - тоже один из первых, кто звонит.
- Но вы же знали, что номинированы, что ж отключили связь в самый ответственный момент?
- Не стану кривляться - я был совершенно готов к тому, что опять ничего не получу. Меня ведь в шестой раз уже выдвигают. Я даже шутить начал: ну хоть бы перестали выдвигать, чего зря беспокоить людей. Говорил, что для меня лестно быть в одной компании с таким великим человеком, как Вуди Аллен, которого в своей сфере, в кино, тоже четырежды выдвигали на "Оскар" и четырежды прокатывали. Но вот теперь больше не могу так говорить, поскольку с шестой попытки все-таки стал лауреатом.
С другой стороны, эта "Грэмми" в моей жизни вряд ли что-то сильно изменит. Если кому-то премия нужна для раскрутки, то у нас и так залы полные, новые программы раз в полгода выходят. Вот за что радостно - так это за страну, за то, что Американская академия звукозаписи признала: Russia - The Best! Ведь диск, за который нам дали премию, целиком русский: Концерт "In D" Стравинского, его же "Аполлон Мусагет" и "Мимолетности" Прокофьева. Причем мы впервые в мире представили все двадцать "Мимолетностей", в оригинале написанных для рояля, в оркестровых аранжировках. Половину из них лет 30 назад сделал наш знаменитый альтист и дирижер Рудольф Баршай, а половину - совсем недавно мой ученик и директор "Солистов Москвы" Рома Балашов.
- Знаю, что с "Солистами Москвы" у вас произошла драма, их предыдущий состав бросил вас и целиком остался во Франции...
- Ну, это было давно, в начале 90-х. Они, кстати, недолго потом продержались, через год оркестр распался. А я набрал новых ребят, молодых, мы в прошлом году 15-летие коллектива отметили. Попробовали бы американцы нам не дать премию - я не знаю лучшего камерного оркестра. Я много езжу по миру, дирижирую разными коллективами, но такого качества нет больше нигде.
- Юрий Абрамович, может, вопрос вам покажется странным: а не обидно, что мы за все годы на "Грэмми" только в классике побеждали? Да, мы и сами любим нашу поп-музыку ругать, но не вся же она так плоха...
- Конечно, у нас есть очень талантливые люди. Та же Земфира. Одно время я и Алсу собирался в свой проект пригласить, но чего-то тогда не срослось - может, еще срастется. Просто миру надо открытыми глазами и на эту сферу русской музыки посмотреть. Если они это сделают честно, то будут у нас успехи и в популярных жанрах.