Начать новую жизнь с нового года непросто. Очередная попытка ограничить себя в сладком у бухгалтера Екатерины Михайловой не удалась. Торт, оставшийся с новогоднего праздника, уничтожен утром 2 января. “Год назад мне не хватило силы воли, — признается Михайлова, — но в этом обязательно выдержу”. Как раз такие случаи очень занимают психологов из того же Амстердамского университета: Френка ван Харревельда, Джупа ван дер Плигта и знакомого нам Нордгрена. Они исследуют, насколько адекватно человек объясняет содеянное в состоянии голода, усталости, возбуждения или боли. И какие уроки извлекает на будущее. Результат — полное разочарование в способностях людей разбираться в себе. А также приз “Выбор редакции” за лучшую статью года в журнале Psychological Science. Нордгрен показал, что человек постоянно недооценивает влияние телесных инстинктов на собственные действия и поступки других людей. Не только сытый голодного не разумеет (пусть этим голодающим был пять минут назад он сам), так еще и слегка голодный не разумеет проголодавшегося не на шутку.
Наше поведение подвержено и более тонким влияниям, чем зов плоти. “О ком ты думаешь сейчас?” Провокационный вопрос заставляет думать о том, чего, возможно, и не было. “Собираетесь ли вы в ближайшие дни почитать для собственного удовольствия? Почистить зубы зубной нитью?” — эти вопросы Джонатан Левав из Колумбийского университета и Гаван Фицсимонс из Университета Дьюка задают слушателям Executive MBA. И серьезные люди, которых вряд ли можно заподозрить в том, что они подвержены манипуляциям, начинают из-за этого вопроса больше читать и чаще использовать зубную нить. Вопросы о будущем поведении, объясняют Левав и Фицсимонс, меняют человека: “он стремится исправить ошибки в собственных прогнозах”. А эффект преднастройки, или прайминга, — это уже прямой взлом подсознания. Чтобы разгрузить наш ум от лишней работы, оно старается подстроить наше поведение под окружающую обстановку. Например, образы денег делают людей более самодостаточными и менее общительными. Те, кто просидел несколько минут перед календарем с изображениями купюр и монет, увеличивают дистанцию общения в полтора раза и втрое менее склонны работать в команде, выяснила доцент школы менеджмента Миннесотского университета Кэтлин Вос. Через час это проходит, но в это время люди не осознают — как показывают анкеты после тестов, — под влиянием чего меняется их поведение. Они вообще не замечают того, что оно изменилось.